Школа №1 г. является одним из старейших образовательных учреждений города. В 2014 году исполнилось 117 лет школьному зданию и 97 лет средней школе №1, которая начала функционирование ещё в 1917 году.
Имея богатую педагогическую историю, школа №1 приобрела особую известность в 60 - 70-ые годы XX века. За успехи в обучении и воспитании подрастающих поколений в 1966 году она была награждена Орденом Трудового Красного Знамени.
Полное наименование школы: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 Пролетарского района города Ростова-на-Дону, сокращенное наименование - МБОУ СОШ № 1.
Юридический / фактический адрес МБОУ СОШ № 1: 344019, г. Ростов- на- Дону, ул. Советская, № 30/1. Тел./факс 8 (863) 253-50-09.
Банковские реквизиты образовательного учреждения:
р/сч 40701810860151000008 ГРКЦ ГУ Банка России по РО г. Ростова-на-Дону. Отдел №23 Управления Федерального казначейства по РО (58 23), БИК 046015001, л/с 20586Х77690.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 Пролетарского района города Ростова-на-Дону является гражданским светским некоммерческим муниципальным общеобразовательным учреждением, созданным в целях реализации права граждан на образование, гарантии общедоступности и бесплатности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.
Учредителем МБОУ является муниципальное образование «Город Ростов-на-Дону». Функции и полномочия учредителя осуществляет Управление образования города Ростова-на-Дону (далее – Управление образования). Отношения между Управлением образования и школой определяются договором, заключенным между ними в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В мае 2012 года школа прошла процедуру государственной аккредитации, в результате которой она аккредитована сроком на 12 лет с установлением статуса по типу: общеобразовательное учреждение, по виду - средняя общеобразовательная школа (свидетельство о государственной аккредитации серия ОП №025845, регистрационный номер 1820, от 22.05.2012г.).
Согласно действующей лицензии на образовательную деятельность (серия 61Л01 №0000115 от 11 октября 2012г., регистрационный номер 2898) школа №1 имеет право осуществления образовательной деятельности по программам начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также программам дополнительного образования художественно-эстетической, физкультурно-спортивной, социально-экономической, культурологической направленности, программам дошкольной подготовки.
Учреждение работает в две смены. В первую смену обучаются 1, 4, 5, 8, 9, 10, 11 классы. В 1 классах реализуется график пятидневной учебной недели, во 2-11 классах – шестидневной.Продолжительность уроков – 45 минут, перемен - от 10 до 30 минут (таблица 2).
Таблица 1.
Режим работы образовательного учреждения в 2013-2014 учебном году
|
1 ступень |
2 ступень |
3 ступень |
Продолжительность учебного года |
1 классы - 33 полные учебные недели 2-4 классы – 34 полные учебные недели |
9 классы – 34 полные учебные недели
5-8 классы – 35 полных учебных недель |
10 классы – 35 полных учебных недель
11 класс – 34 полные учебные недели |
Продолжительность учебной недели |
1 класс - 5 дней 2-4 классы-6 дней |
6 дней |
6 дней |
Продолжительность уроков |
45 минут 1 класс-35 минут ( I четверть) |
45 минут |
45 минут |
Продолжительность перерывов |
10-30 минут |
10-30 минут |
10-30 минут |
Периодичность проведения промежуточной аттестации обучающихся |
1 раз (в конце года) (только 4 класс) |
1 раз (в конце года) в 5-8 классах |
1 раз (в конце года) в 10 классе |
Сменность: количество классов/обучающихся, занимающихся в первую смену (данные на 31.05.2014г.) |
5/148 |
7/178 |
2/49 |
Сменность: количество классов/обучающихся, занимающихся во вторую смену (данные на 31.05.2014г.) |
6/159 |
5/127
|
- |
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом – не менее 8 недель. Для обучающихся первых классов в течение учебного года устанавливаются дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти, в истекшем учебном году такие каникулы имели продолжительность 7 календарных дней с 10 по 16 февраля 2013г.
Выбор образовательных программ и инновационных проектов, реализуемых школой, определяется Образовательной программой и Программой развития школы, разработанными на период с 2011 по 2015 год. В соответствии с данными программами школа развивается как многопрофильный информационно-образовательный комплекс в системе общего образования, основной целью которого является повышение конкурентоспособности школы за счёт обеспечения доступного качественного образования в условиях гибкой комплексной системы преемственных вариативных образовательных программ основного и дополнительного образования. Реализация заявленных программ рассматривается как структурное нововведение, системно затрагивающее ряд важных составляющих образовательного процесса и предполагающее комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных мероприятий, охватывающих изменения в содержании и структуре образовательных программ, их технологическом и ресурсном обеспечении, в организационно-правовых формах управления школой, механизмах финансово-экономического регулирования.
Отличительной особенностью системы управления в школе является ориентированность на развитие деятельности учебного заведения и педагогического коллектива, реализация принципа обратной связи, обеспечивающего необходимый уровень контроля за реальными результатами, открытость, многофакторность, прогностичность, модели. При этом все компоненты управленческого процесса диалектически взаимосвязаны и получают свою содержательную и функциональную определенность лишь в структуре целостной системы управления.
В качестве главной цели управления школой рассматривается обеспечение устойчиво позитивной динамики процессов, определяющих высокое качество образовательной услуги.
Администрация школы представлена в лице 8 сотрудников (таблица 4), средний возраст которых составляет 41 год, средний педагогический стаж – 20 лет. Характеризуя рабочий (внутренний) механизм административно-педагогического управления, важно отметить, что в школе силами методической и психологической службы проводится мониторинг успешности выполнения управленческих функций членами администрации, что обеспечивает качественно новый и более глубокий уровень рефлексивной деятельности руководителя и его заместителей
Таблица 4
Сведения о руководителях образовательного учреждения
Должность (основной функционал) |
Ф.И.О. (полностью) |
Квалификационная категория |
Награды, ученая степень, |
Директор |
Понкратова Юлия Геннадьевна |
первая |
Почётный работник общего образования, Лауреат Премии Президента РФ |
Зам.директора по УВР (организация образовательного процесса) |
Проценко Татьяна Вадимовна |
первая |
Почётный работник общего образования |
Зам.директора по УВР (информатизация образовательного процесса, аттестация педработников) |
Пешкова Лилия Борисовна |
соответствует |
- |
Зам. директора по УВР (государственная итоговая аттестация, научно-методическая работа) |
Гранкина Ирина Владимировна |
соответствует |
- |
Зам. директора по УВР (охрана здоровья, движение обучающихся,) |
Соловьева Елена Николаевна |
соответствует |
кандидат филологических наук |
Зам. директора по ВР (воспитательная работа) |
Чеметева Марина Сергеевна |
соответствует |
- |
Зам. директора по АХЧ (административно-хозяйственная деятельность) |
Гриппа Игорь Евгеньевич |
первая |
- |
Главный бухгалтер |
Носова Елена Анатольевна |
- |
- |
Особое место в системе управления школой занимает орган ученического самоуправления, созданный в 2011 году, - Совет старшеклассников. Он осуществляет свою деятельность согласно Положению, плану работы, программе развития школьного самоуправления «Лидер», о результатах которой будет изложено ниже.
В соответствии с п.3.15-3.17 Устава МБОУ СОШ №1 комплектование классов
осуществляется в соответствии с ресурсными возможностями школы, контрольными
нормативами, указанными в лицензии на осуществление школой образовательной деятельности, санитарно - гигиеническими нормами и требованиями пожарной безопасности с учетом пожелания родителей (законных представителей).
Прием всех граждан Российской Федерации с 1 по 11 классы осуществляется на бесконкурсной основе. Психолого-педагогическая диагностика детей, целью которой является изучение уровня развития и степени готовности ребенка к обучению, проводится после зачисления в школу на основании заявления родителей (законных представителей).
Проектная мощность школы - 400 человек, однако на протяжении последних 3-х лет среднее количество обучающихся составляет более 600 человек, что в полтора раза превышает проектную мощность. В 2012-2013 учебном году в школе обучалось 629 человек, в 2013-2014 году – 661, т.е. на 32 человека больше, при этом соотношение обучающихся, проживающих в микрорайоне школы и проживающих в других микрорайонах города, составило 35:65 соответственно. Данное обстоятельство объясняется не только и не столько удобным месторасположением школы (на центральной улице по маршруту следования общественного транспорта), но и стабильно высоким рейтингом самого образовательного учреждения.
Если в прежние годы основная часть контингента была сосредоточена на ступени основного общего образования (5-9 классы – 48%), то в 2013-2014 учебном году наметилась динамика роста на начальной ступени, что привело к равновесному соотношению контингента обучающихся на первой и второй ступенях: 307 (46,4%) и 305 (46,1%) человек соответственно. В целом количественный состав обучающихся на всех ступенях обучения остаётся стабильно высоким, что является одним из показателей эффективности принимаемых школой мер по формированию контингента обучающихся.
Таблица 2.
Смена |
I ступень |
II ступень |
III ступень |
|||||||||
2010-2011 |
2011-2012 |
2012-2013 |
2013-2014 |
2010-2011 |
2011-2012 |
2012-2013 |
2013-2014 |
2010-2011 |
2011-2012 |
2012-2013 |
2013-2014 |
|
1 смена (кол-во классов) |
4 |
5 |
5 |
5 |
7 |
7 |
8 |
7 |
2 |
3 |
3 |
2 |
2 смена (кол-во классов) |
4 |
4 |
5 |
6 |
6 |
5 |
4 |
5 |
- |
- |
- |
- |
Средняя наполняемость классов по школе в 2013-2014 учебном году составила 26,4 человек по сравнению с наполняемостью 25,5 человек в предыдущем 2012-2013 учебном году составила.
С национальной точки зренияученический состав школы №1, как и в предыдущие годы, сохраняет достаточную однородность: 73% обучающихся – это дети из русских семей, однако остальные 27% составляют представители таких национальностей, как армяне, азербайджанцы, украинцы, грузины, чеченцы, татары, ассирийцы, таджики, белорусы, евреи, иранцы, корейцы, осетины, арабы. В условиях национального добрососедства и активного полилога культур обучающиеся получают бесценный опыт межкультурного взаимодействия на основе толерантности и взаимоуважения. Как следствие этого – отсутствие за последние годы, в том числе истекшем 2013-2014 году, конфликтов на национальной или этнической почве.
С точки зрения социального статуса состав обучающихся представлен различными социальными группами и является смешанным.
В силу значительной занятости родителей обучающихся постоянно востребованными оказываются группы продлённого дня. Ограниченность материально-технических условий школы не позволяет организовать в соответствии с существующими требованиями группы полного дня (с шестичасовым пребыванием), однако в 2013-2014 учебном году в учреждении действовало 4 группы продленного дня по 25 человек - это позволило удовлетворить потребность семей в пролонгированном нахождении ребёнка в школе. Деятельность групп продленного дня в школе осуществляется в соответствии с Положением о группе продленного дня в МБОУ СОШ № 1. Воспитателями ГПД Адамовой Л.В., Бакузовой Л.М., Блажко Н.С. и Сильницкой Е.А. режим работы группы соблюдался в полном объёме, ими использовались разнообразные формы работы с детьми – это стало причиной высокой степени удовлетворённости родителей деятельностью групп продлённого дня.
В целях поддержания здоровой рабочей атмосферы в детских коллективах, профилактики конфликтов и правонарушений в школе действует МО классных руководителей и Совет профилактики. Большое внимание уделяется расширению механизмов и форм взаимодействия школы и семьи. В 2013-2014 учебном году разработан план родительского всеобуча, утверждены следующие темы: «Семья и школа - партнеры в воспитании» (октябрь), «Приоритет семьи в воспитании ребенка» (декабрь), «Правовые аспекты, связанные с ответственностью родителей за воспитание детей» (февраль), «Здоровый ребенок – здоровое общество» (апрель). По итогам каждой четверти проводятся классные родительские собрания, на которых рассматриваются следующие вопросы: успеваемость, итоги четверти, вопросы нравственного, правового, гражданско-патриотического воспитания, оздоровления обучающихся, занятость их в период каникул. Посещаемость родителей (законных представителей) на родительских собраниях в течение полугодия составила: 1-4 классы 87 %, 5-9 классы – 60 %, 10-11 классы - 52 % (в основном индивидуальные беседы с классным руководителем).
Особое внимание классные руководители уделяют работе в сфере профилактике правонарушений, девиантного поведения учащихся. Это и посещение семей обучающихся, пропускающих учебные занятия без уважительной причины, и ознакомление родителей обучающихся с правовой ответственностью за пропуски занятий и асоциальное поведение, и заслушивание на Совете профилактике школы. Так 19.12. 2013 года родители учащихся, которые состоят на учете, посетили межрайонное родительское собрание на тему «Профилактика правонарушений и преступлений»
В школьном банке данных семей социально-опасного положения состоит 1 семья На данную семью составлен социальный паспорт, в котором имеется: постановление районной КДН и ЗП, карта учета семьи, карта индивидуальной комплексной программы реабилитации семьи, акт обследования семьи. Организован досуг ребёнка во внеурочное время, отдых в каникулярный период.
В школе на протяжении ряда лет ведется работа по профилактике безнадзорности, правонарушений и преступлений обучающихся. В первую очередь, это отлаженная система межведомственного взаимодействия, включающая КДН и ЗП, органы соцзащиты населения, органы опеки и попечительства, органы внутренних дел. Проводится работа с родителями несовершеннолетних, несущих ответственность за соблюдение прав и обязанностей детей и за ненадлежащее исполнение обязанностей по их воспитанию.
В 2013-2014 учебном году с 1.09.2013 по 31.05.2014 учащимися школы было совершено 5 правонарушений (нарушение ПДД, нарушение обл. закона № 346 и т.п.)
В целом на учете в ПДН ОП № 7 состоит 3 учащихся. Столько же детей -3 – состоит на внутришкольном учете.
Таблица 3.
Данные о правонарушениях, преступлениях несовершеннолетних (за 2 года)
Таким образом, в 2013-2014 учебном году увеличилось кол-во правонарушений на 2, увеличилось кол-во состоящих на учете в ПДН на 2. Однако следует отметить, что кол-во состоящих на внутришкольном учете учащихся уменьшилось, кроме того, в истекшем учебном году обучающимися школы не совершено действий, квалифицированных как преступления.
Таким образом, в следующем 2014 -2015 учебном году целесообразно усилить меры по профилактике правонарушений и преступлений, активизировать просветительскую работу с родителями об ответственности учащихся и самих родителей за совершение несовершеннолетними противоправных действий и правонарушений, обеспечив более продуктивное межведомственное взаимодействие с органами контроля и профилактики правонарушений и преступлений среди подростков.
В школе № 1 работает опытный и современно мыслящий педагогический коллектив. Его отличает высокий профессиональный уровень: 59% работников аттестованы на высшую и 23% на первую категорию, среди них 1 – кандидат наук, 4 человека награждены нагрудным знаком «Почетный работник общего образования Российской Федерации», 6 сотрудников отмечены Почетной грамотой Министерства Образования РФ, 2 педагога – Отличники народного просвещения, 1 педагог получил звание «Заслуженный учитель школы Российской Федерации».
В условиях обновления содержания образования возросла потребность в учителе, способном модернизировать содержание своей деятельности посредством критического, творческого ее освоения и применения достижений науки и передового педагогического опыта. Актуальность проблемы обновления образования объясняется стремительным распространением различных инноваций, в том числе новых педагогических технологий, с одной стороны, и недостаточным владением ими педагогами, с другой. Использование же в педагогической деятельности различных образовательных технологий позволяет преподавателям и другим специалистам повысить мотивацию обучающихся, профессионально – практическую направленность занятий, а, следовательно, добиваться запланированных результатов в своей профессиональной педагогической деятельности.
Обновление образования сегодня требует от педагогов знания тенденций инновационных изменений в системе современного образования, отличий традиционной, развивающей и личностно-ориентированной систем обучения; понимания сущности педагогической технологии; знания интерактивных форм и методов обучения, критериев технологичности; владения технологиями целеполагания, проектирования, диагностирования, проектирования оптимальной авторской методической системы, развитых дидактических, рефлексивных, проектировочных, диагностических умений; умения анализировать и оценивать свой индивидуальный стиль, а также особенности и эффективность применяемых педагогических технологий и собственной педагогической деятельности в целом.
Условием успешной социализации учащихся школы является постоянный профессиональный рост педагогов, который создает базу для поисков и экспериментов. В связи с этим задачей первостепенной важности становится развитие профессионального самосознания учителя и определение путей и средств его профессионального саморазвития.
Администрацией школы в текущем учебном году была организована работа по созданию условий для повышения квалификации кадров. В межаттестационный период все педагоги проходят курсовую подготовку, они активно включаются в систему повышения квалификации, выбирают формы и тематику совершенствования собственной профессиональной компетентности в соответствии с индивидуальными потребностями.
Анализируя заявки на курсовую подготовку работников ОУ, можно сделать вывод о росте заинтересованности педагогических и руководящих работников в совершенствовании собственной профессиональной квалификации как способа разрешения проблем и противоречий, возникающих в педагогической деятельности. Это свидетельствует о реализации одной из основных задач аттестации – стимулирование педагогических работников к повышению квалификации.
За 2013-2014 учебный год курсы повышения квалификации прошли 5 педагогов.
Одним из актуальных направлений развития системы образования является внедрение в образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий. 2 учителей повысили свою профессиональную компетентность в области информационной культуры.
За учебный год 10 педагогов участвовали в семинарах районного, городского и областного уровней. Данная форма позволяет в сжатые сроки, на высоком теоретическом и практическом уровне, получить новые знания из области передового педагогического опыта с ориентацией на модульное обучение.
Молодой специалист, учитель начальных классов Чернокалова А.О., в течение всего учебного года принимала участие в работе «Педагогической гостиной» в клубе молодого учителя.
В 2013-2014 учебном году школа продолжила участвовать в общероссийском проекте «Школа цифрового века». Этот проект был разработан в соответствие с Федеральной целевой программой развития образования на 2011-2015 годы и направлен на развитие инновационного потенциала образовательных учреждений: вовлечение педагогических работников в цифровое образовательное пространство, повышение эффективности использования современных образовательных технологий (в том числе, информационно-коммуникационных технологий) в профессиональной деятельности.
Активными участниками стали 26 педагогов (увеличилось на 10 человек по сравнению с прошлым годом), которые в своей педагогической деятельности не только использовали материалы проекта, но и прошли модульные дистанционные курсы в рамках этого проекта.
Аттестация педагогических и руководящих кадров – это еще одно из условий повышения профессиональной компетентности педагогов. Аттестация педагогов стала стимулом, звеном непрерывного образования и средством достижения высокого профессионализма. Таким образом, аттестация не только фиксирует уровень профессионализма на данный момент, но и направлена на развитие и использование в перспективе творческого потенциала и творческой активности, совершенствование образовательного процесса, стимулирует непрерывное повышение профессионального уровня педагогической работы.
В соответствии с новым Порядком аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений от 24.03.2010г. №209 аттестацию в 2013-2014 учебном году проходили 9 педагогических работников. Подано заявлений на:
- первую квалификационную категорию 2 чел., прошли аттестацию - 1 чел., подтвердил 1 категорию — 1 человек.
- >высшую квалификационную категорию 5 чел., высшую категорию подтвердили 4 человека, прошел аттестацию 1 педагогический работник.>
- >На соответствие занимаемой должности аттестовано 2 педагогических работников>
Реализация содержания образования в школе основана на внедрении технологий личностно-ориентированного образования. Более 90% педагогов школы активно применяют технологии коммуникативно-деятельностного обучения, составляющего основу преподавания как в начальной школе, так и на более старших этапах преподавания. Другими активно реализуемыми на всех этапах обучения являются технологии дифференцированного и проектного обучения. В начальной школе широко используются игровые технологии, а также элементы технологий моделирующего и группового обучения, более характерные для среднего этапа. Технологическое ядро старшей школы составляют исследовательские и проблемно-поисковые технологии, а также обучение на основе крупно-блочной подачи материала.
В 2013-2014 учебном году продолжилась тенденция увеличения доли информационно-технологической составляющей на всех ступенях обучения, усилился деятельностный аспект образования. Активную работу в этом направлении проводят учителя Л.Л. Манузина (информатика), Н.В. Киселёва (химия), Е.Н. Волченко (русский язык и литература), Т.А. Батрук (история и обществознание), С.Е. Андропова (математика), И.В. Гранкина (математика), Е.Н. Лапина (технология и ИЗО), Е.Н. Соловьёва (МХК), учителя начальных классов Л.В. Адамова, Л.Б. Пешкова, Панасова Я.В., Сильницкая Е.А., Омельченко О.В., Блажко Н.С. Важно подчеркнуть, что учителя школы использует компьютер не только как демонстрационно-иллюстративное средство, но и как ресурс, обеспечивающий высокую творческую активность обучающихся и самих педагогов (см. фото).